В православных преданиях рассказывается о том, что пчелы стали святыми перед Богом. Эта святость дана им за то, что когда на Голгофе распинали на кресте Христа, пчелы прилетели роем выпили кровавый пот, выступивший на Божьем челе, облегчив страдания Спасителя. Отсюда и русская поговорка «Без пчелы (воск) поп и обедни не служит». В православии покровителем и хранителем пчел считается Святой Зосима, скончавшийся в 1478 году. Святой Зосима был одним из основателей Соловецкого мужского монастыря, расположенного на островах Белого моря. По легенде Святой Зосима принес на Русь пчелиную матку из далеких стран в набалдашнике своего посоха. Может быть именно поэтому пчеловодство было одним из важнейших промыслов в русских монастырях.
В православии есть отдельный праздник посвященный пчелам, мёду. Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.
«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели.